Интересный ГОСТ будет принят осенью Осенью в России планируется принять ГОСТ на цветовую маркировку продуктов – так называемый «Светофор».
ФИЦ питания и биотехнологии уже подготовил окончательную версию документа, так что в октябре на прилавках магазина мы увидим нечто новенькое.
Светофор, размещенный на упаковке или этикетке в виде вертикальных полос, будет наглядно демонстрировать, сколько сахара, соли, трансжиров и жиров содержится в продукте.
В зависимости от кол-ва данных веществ полосы будут красного, желтого или зеленого цвета.
Зачем это вообще нужно и почему нам, покупателям, это на руку?
Откуда пришло
Подобные маркировки появились в США в 1970-ых, но нанесение маркировки на упаковку стало обязательным только через 20 лет – в 1994 году. В Финляндии, например, зачатки «светофора» появились сразу, в 1993 году таким образом обращали внимание покупателей высокое содержание соли.
В 2013 году в Великобритании ввели добровольный «светофор», показывающий соответствие продуктов стандартам здорового питания. Красный цвет присуждается продуктам с кол-во жира более 17,5 гр., 22,5 гр. сахара, 1,5 гр. соли на 100 гр. продукта.
Зеленый, если в продукте содержится не менее 3 гр. жира, 5 гр. сахара и 0,3 гр. соли. Все, что между, то отмечается желтым цветом. Помимо этого на некоторых продуктах отмечена дневная норма потребления жиров, сахара и соли.
В России «светофор» предложили еще в 2015 году, когда АНО «НИЦ Здоровое питание» провел опрос, в ходе которого выяснилось, что более 70% опрошенных обратили бы внимание на такую маркировку.
Зачем нужна
В прошлом году министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что министерство будет продвигать концепцию здорового питания среди граждан, для достижения этой цели намерено использовать маркировку.
В марте 2018 года ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого изучалось восприятие потребителями трехцветной маркировки. Тогда ее поддержало более 80% респондентов, 77% подтвердили готовность ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов.
Также Роспотребнадзор обеспокоен из-за роста числа заболеваний, связанных с едой — с ними связано около 63% смертей в стране. Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот и соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета.
В ведомстве считают, чтобы снизить показатели потребления соли, сахара и жиров, необходимо информировать потребителя о составе продукта максимально простым способом.
Почему это хорошо
Нам эта идея очень нравится не только с точки зрения здоровья, но и похудения! Более того, это поможет повысить «пищевую» грамотность населения, играя на простых базовых ассоциациях — не секрет, что красный цвет у нас в мозгу вызывает реакцию «плохо, опасно, запрет», а зеленый — наоборот «хорошо, полезно, допуск».
Разумеется, демонизация любой, даже очень жирной / калорийной / сладкой / соленой еды недопустимо! Но вот простейшее понимание того, что именно вы едите и какой эффект это оказывает на ваш организм иметь необходимо.
Это, конечно, не бог весть какая образовательная программа, но опять же хотим отметить, что в Америке и Европе такая маркировка уже стала абсолютно обыденным явлением и не вызывает вопросов.
Это поможет вам избегать продуктов со скрытыми или неожиданными для вас сахарами и жирами, что, конечно, фигуре пойдет только в плюс. Конечно, есть и нюансы: как бы производители не начали «хитрить» с маркировкой — все-таки она пока необязательная, а значит, и контролировать ее никто не будет.
Хотя маркировка уже была введена в использование: первым маркируемым продуктом по степени полезности стало мороженое. Роспотребнадзор объясняет это тем, что мороженое – это любимая сладость детей. Путем «светофора» до родителей донесут наиболее важную информацию о составе лакомства.
Также подключились производители молочных продуктов и их производных: например, йогурты и мяса птицы.
Пока маркировку будут наносить на продукты лишь желающие. Также она не распространяется на продукты, которые состоят из одного компонента (пищевое сырье типа масло растительное и сливочное, сахар-рафинад, воду, твердые, полутвердые и мягкие сыры, полученные по традиционным технологиям – в ведомстве отмечают, что в их составе заведомо высокие показатели соли и жира).
В целом это логично, т.к. у масла, несмотря на всю его полезность, в итогу маркировка будет однозначно красная, что может отпугнуть покупателей. А как мы знаем, все есть яд, и все лекарство, вопрос лишь в дозе.
А вот с тем, что такая маркировка не будет нужна кондитерским изделиям и безалкогольным напиткам мы не очень согласны, хотя и понимаем, что отчасти это логично, иначе начинает напомнить охоту на ведьм.
Это случилось после массового возмущения, отчасти оправданного, производителей, которые посетовали, что нельзя применять одинаковые стандарты по составу для всех продуктов, а красные метки могут просто «убить» определенные категории.
Надеемся, произведут хорошие, качественные исследования и по прошествию пары лет определят, было ли это полезно и повлияло ли на здоровье граждан, прям ждем!
Расскажите, обращаете ли вы сами внимание на состав продуктов? Как вы думаете, нужна ли будет данная маркировка?
Данная статья проверена дипломированным диетологом, который имеет степень бакалавра в области питания и диетологии, Веремеевым Д.Г.
Статьи предназначены только для ознакомительных и образовательных целей и не заменяет профессиональные медицинские консультации, диагностику или лечение. Всегда консультируйтесь со своим врачом по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть о состоянии здоровья.
То то американцы блистают здоровьем, а нам с них пример брать нужно. Отменили все ГОСТы, кормят трансжирами и всяким дерьмом, а «Светофор» здоровье улучшит. А потом скажут, ну вы же сами виноваты, что у вас здоровья нет, вы же «Светофор» не соблюдали!
Да ладно Вам, это хоть какой то способ улучшения пищевой грамотности населения!